Работа и управление
Не развращайте менеджмент — работайте "спустя рукава"

Не развращайте менеджмент — работайте "спустя рукава"

Ударный труд — это хорошо, казалось бы, да только за него приходится платить самому труженику.

Скажите, вы когда-нибудь перерабатывали? Не по просьбе компании, с полагающейся оплатой за переработки, а от чистого сердца, безвозмездно? Может быть ещё и испытывали радость от проделанной работы? А то и подтрунивали коллег: "Да ладно, мы ж крутые, затащим всё это!".

Глупо, недальновидно, бессовестно.

Периодически вижу следующую ситуацию: менеджер хвалит одного из сотрудников, за то, что тот быстро делает полезные для бизнеса штуки, перерабатывает, горит проектом. Ну хвалит и хвалит, ну делает и делает - в чём беда то?

Начнём с того, что ты...

Беда в том, что помимо этого сотрудника есть и другие. И речь далеко не про лентяев. И вот стоит один из них и думает: "Ага, молодец, только чтобы так быстро добавить новую возможность, отключил тестирование, а мне теперь всё это чинить". Другой вторит: "Возможности он пилит для клиентов. А потом эти клиенты звонят и жалуются, что они, внезапно, не работают".

За каждым "стахановцем" есть люди, которые ставят "опорные балки", чтобы "шахта" не обрушилась, есть те, кто вывозит "шлак" и т.д. Приятно быть "рыцарем на белом коне", пока не сталкиваешься с реальностью или не перегораешь проектом.

На одном из планирований мне предложили взять и оценить задачу:

— Думаю, дня за 3 управлюсь.
— А тебе будет стыдно, если я сделаю её за 4 часа? — спросил тимлид.
— Хм. Будет, как минимум, интересно. Тогда давайте я возьму вот эти задачи вместо той.

Планирование продолжилось, а "сдавать назад" тимлид почему-то не захотел. Так я "подарил" ему задачу в проекте, в котором он довольно слабо ориентировался. Внезапно, изменения задевают и веб-интерфейс, который за него править никто не будет. Внезапно, после небольшого изменения функциональности, нельзя просто выкинуть старых клиентов — их надо мигрировать (что часто сложнее). Внезапно, не всех можно мигрировать безболезненно — нужно сделать рассылку на "неправильных". И т.д. В общем, он там залип больше, чем на неделю.

Кстати, тесты он сломал и отключил...

Не рушь чужих ожиданий

Когда программиста спрашивают, за сколько он сделает какую-то задачу, есть большой соблазн представить идеальный вариант и им "похвастаться". И выспится он, и будет хорошее настроение, более того - вдохновение, и никто его не будет отвлекать, и не привалит по другим проектам задач, и...

И если все звёзды сложились — он кайфует от своей крутости, а менеджер доволен: "уложились в срок".

Как часто и как долго может продолжаться "белая полоса" у такого программиста-оптимиста? А за ней пойдут "нежданчики". И каждый из них может легко отобрать у срока исполнения час, день, неделю...

И вот начинается горе — все мешают, съедают его продуктивность. Внутри он ещё и себя грызёт. А менеджер удивляется: "Да как так то? Ты же говорил 4 часа? Откуда неделя то выросла? Может попросишь помощи у кого-нибудь? Давай соберём совещание по этой теме? Давай ты теперь мне в конце дня будешь писать, как продвигается!".

Люди любят получать обещанное в срок. И, если срок — не "вчера", то они могут прислушаться к вашему экспертному мнению и принять его. А то, вы себя обманули, а потом и их — это ваша вина.

Работа — не спринт, хотя некоторые и пытаются это навязать... Работа — марафон. Будешь бездумно рваться вперёд, не будешь держать темп — свалишься без чувств на обочину.