tl;dr: Как бы да, но нет.
За время, как я стал интересоваться, как работает бизнес, а также историями успеха и неуспеха различных начинаний, я познакомился с большим количеством людей и услышал много интересных историй.
Были прекрасные истории о том, как ребята начали делать какой-то стартап, но не смогли додавить по комплектующим/продажам и т.д. А через год появлялась аналогичная система, захватившая тот микрорынок и удовлетворившая ту же потребность у той же целевой аудитории и тем же способом. То есть то же самое, но win!
Не менее интересны истории о том как для создания маленькой фигни люди нанимали большой штат неспециалистов, делали полный треш в плане дизайна, юзабилити, тем более кода, но, чёрт возьми, выходили в плюс! Это, конечно, редкость, но есть и такое.
В этом моменте возникает вопрос: так чему же уделять внимание — получению прибыли, или же нормальной проработке продукта?
«Просто бизнес, ничего личного» — само собой, любой бизнес создаётся для извлечения прибыли. Посему — да, программист должен думать о том, как продукт, который он разрабатывает, сможет привлечь больше денег.
«Но есть нюанс». К сожалению, внимание человека ограничено. Были какие-то исследования, что 7 контекстов — среднее количество проблем, о которых может думать человек. Выкиньте из этого быт, себя, хобби и ещё что-нибудь и останется крайне мало — штуки 2-3. Ах да, ещё надо коту еду купить на обратном пути, да и шампунь закончился… Короче, 1.
А теперь простой пример: мы поняли, что людям не хватает жилья.
Собственник постучал в калькулятор — прикинул среднюю стоимость по рынку, размер рынка и вероятный спрос.
Сбросил продажникам задание пробить: что там по рынкам сбыта, какой реальный ценник и прочее.
Кинул юристам пробить, где и как можно получить разрешение на строительство, как всё это сделать жилым, да к комунальщикам присосаться.
Дал задание архитектору: всё это распланировать, чтобы главный городской архитектор это принял, чтобы планировки были вменяемыми, чтобы уместиться в участок и бюджет.
И стоит рабочий на стройке. И думает он о благостном:
- какова будет средняя стоимость и маржа,
- каков рынок, цена предложения, лида и прочего маркетинга,
- где бы можно было разместить объявления и как своё предложение продвинуть;
- что главный гор. архитектор обязательно придерётся вот к этому и этому;
- что комунальщики козлы и обязательно дадут гадкую инфраструктуру;
- что архитектор сделал слишком далеко лифт от парадной…
…только кирпич не кладётся, да цемент не замешивается…
И думает он о многом и голова его тяжела от дум его… Только думает он обо всём, да ничего не делается. Потому что он на своём этапе не подумал о том, чтобы замешать цемент правильно, кирпич проверить, чтобы всё это положить и прочее.
В общем, исполнительство и следование стандартам, срокам также важно, как и понимание смежных областей. Поэтому хорошо, когда каждый представляет общую цель, понимает смежные работы и хорошо исполняет свою работу. Аминь.