×
Фото Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект

«Если ты такой умный, то почему такой бедный?» — эту фразу я часто слышал в детстве, которое у меня проходило в 90-ые. Тогда многие будто с цепи сорвались — деньги стали метрикой успешности человека, эквивалентом счастья.

«Если ты такой умный, то почему такой бедный?» — эту фразу я часто слышал в детстве, которое у меня проходило в 90-ые. Тогда многие будто с цепи сорвались — деньги стали метрикой успешности человека, эквивалентом счастья. Тогда же ярко стал заметен парадокс: умные люди часто были не успешными.

Но ум — это ещё не интеллект. Второй включает в себя ещё навык приспосабливаться, интерпретировать свой опыт, использовать его для развития, улучшения условий. И включает в себя такие познавательные способности как: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. И всё это использовать себе во благо.

Но и этого всё ещё мало, чтобы объяснить парадокс успеха неэрудированных людей. Нам ещё потребуется эмоциональный интеллект.

В сущности, эмоциональный интеллект это сумма навыков, которые позволяют нам лучше общаться с людьми, понимать их, убеждать и управлять. Вот с этим уже становится проще!

Тут сразу же разрешается мой внутренний конфликт 2011-го года, когда в один год умерли Деннис Ритчи и Стив Джобс. Про первого знают немногие, но именно он создал C и Unix (в соавторстве) — то, что повлияло на весь IT. О Стиве Джобсе знают почти все — он сделал крутую ОС, планшетики и телефончики (естественно, не он непосредственно), он ходил в очках, джинсах, водолазке и кроссовках (странная заслуга).

Но Ритчи был силён в hard skills, а Джобс в soft skills — то есть имел прокаченный эмоциональный интеллект.

Это один пример из многих, но и тут видно, на сколько важны навыки общения.

Как же можно развивать у себя эмоциональный интеллект? Я уже перечислял простые способы. Но чтобы придать процессу развития контроллируемость, можно выделить следующие направления:

  1. Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами.
  2. Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения.
  3. Ассертивность / Самовыражение — способность ясно и конструктивно выражать свои чувства и мысли, а также способность мобилизовывать свою эмоциональную энергию, проявлять при необходимости твёрдость убеждений, стоять на своём.
  4. Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других.
  5. Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей.
  6. Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей.
  7. Межличностные отношения — способность конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах.
  8. Стрессоустойчивость — способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации.
  9. Контролирование импульсов — способность сдерживать свои эмоции, воздерживаться перед соблазном.
  10. Оценка действительности — способность сверять свои мысли и чувства с объективной внешней реальностью.
  11. Гибкость — способность быстро корректировать свои чувства, мысли, представления и поведение соответственно меняющимися обстоятельствами.
  12. Решение проблем — способность устанавливать и формулировать проблему, а также находить для неё потенциально эффективное решение.
  13. Самоактуализация — способность устанавливать цели и стремиться к их достижению, реализовывать свой потенциал.
  14. Оптимизм — способность сохранять надежду и позитивное отношение даже в сложных обстоятельствах.
  15. Счастье / Благополучие — способность чувствовать удовлетворённость собой, другими и жизнью в целом.

— 15 способностей, 15 компетенций, 15 метрик, по которым вы можете развиваться, оценивать себя и окружающих.

К слову, сейчас, когда технологий много, а специалистов в конкретной области мало, выгодно прокачивать эмоциональный интеллект. Ведь вас смогут научить технологиям, а вот как коммуницировать с людьми — куда сложнее.

Будь первым – оставь комментарий!

Фото Soft skills против Hard skills
Предыдущая запись:
Soft skills против Hard skills
Фото Учимся кодить
Следующая запись:
Учимся кодить

Интересное на «Цифре»

Фото 5 причин не исправлять "ошибки"
5 причин не исправлять "ошибки"
Сразу оговорюсь, речь пойдёт не о критических ошибках. Если ваш сервис лежит бездыханный, то конечно — ноги в руки и фиксить.
"Чайка-менеджмент". Опасности и злоумышленники
Не так давно мы рассмотрели анти-паттерн “Чайка-менеджмент”, однако, совсем забыли рассмотреть опасности для такого менеджера
Фото «Методологическое безумие» и «Scrum»
«Методологическое безумие» и «Scrum»
Пока в Москве повальное увлечение методологией “скрам” меняется на “бирюзу”, в регионах так и продолжают внедрять “скрам”. Оба эти увлечения обычно не приводят ни к чему хорошему. В конце концов всё приходит к “у нас скрам, но не совсем” или “скрам — говно”
Противление методологиям как методология
Забавное нынче время. Попы освящают дата-центры, детям преподаётся креационизм, а в командах разработки появилось новое обзывательство: “теоретик”