Работа и управление
Элон Маск рассказал о том, как неправильный выбор венчурного фонда чуть не погубил Tesla

Элон Маск рассказал о том, как неправильный выбор венчурного фонда чуть не погубил Tesla

Если у вас есть выбор между более низкой оценкой того, кто вам действительно нравится, и более высокой оценкой того, кто вызывает у вас сомнения – выбирайте более низкую оценку.

Речь пойдёт о том, как Элон ошибся, когда Tesla проводила очередной раунд инвестиций в 2006 году.

Он выбирал между двумя конкурирующими предложениями от Kleiner Perkins и VantagePoint. Kleiner предложила предварительную оценку в 50 миллионов долларов. VantagePoint предложила 70 миллионов долларов.

Маск сказал Kleiner, что если Джон Дорр войдет в совет директоров, то Tesla согласится на 50 миллионов долларов. Однако на тот момент у Джона было слишком много других обязательств, и он не мог взять на себя еще одно место в совете директоров.

В итоге Tesla выбрала VantagePoint, что, по словам Маска, «вероятно, было ошибкой».

В ноябре 2007 года VantagePoint попыталась провести сделку, которая серьезно ослабила бы контроль Маска над компанией. Эта попытка закончилась неудачей. Но год спустя VantagePoint почти заблокировала сделку, которая спасла компанию от банкротства.

В декабре 2008 года Маску нужно было собрать 40 миллионов долларов. За неделю до того, как закончились бы деньги, Маску удалось собрать $20 млн. Остальное он попросил у других инвесторов Tesla.

Они согласились, но во время оформления документов Маск заметил проблему. Компания VantagePoint подписала все документы, кроме одной важной страницы. Когда Маск позвонил Алану Зальцману, соучредителю и управляющему партнеру VantagePoint, Зальцман сообщил Маску, что у компании есть проблемы с инвестиционным раундом, потому что она недооценивает Tesla.

После этого они отказались от сделки. Маск считал, что тактика Зальцмана была частью хитрой игры по банкротству Tesla, смещению его с поста генерального директора, рекапитализации Tesla и занятию места основного владельца автопроизводителя.

Это вынудило Маска пойти на еще один огромный риск: Tesla переквалифицировала финансирование в долговой раунд, а не в акционерный, зная, что VantagePoint не сможет помешать долговой сделке.

Сделка была закрыта в канун Рождества, за несколько часов до того, как Tesla обанкротилась бы. У Маска оставалось всего несколько сотен тысяч долларов, и он не смог бы выплатить зарплату на следующий день. В итоге Маск лично вложил 12 миллионов долларов, а инвестиционные фирмы внесли остальное. Что касается Зальцмана, Маск сказал: "Ему должно быть стыдно за себя".

Маск сравнивает выбор венчурного инвестора с женитьбой. Невероятно важно работать с теми людьми, которых вы уважаете и которым доверяете. Оценка не должна быть единственным, на что стоит ориентироваться.