За время работы в разных компаниях я имел честь руководить несколькими командами. Где-то это называлось староверчески "Нач. отдела", где-то модным "Team Lead", где-то чуть более вычурными словами.
И, если в первой их части эти звания давали почти феодальные права, то во второй - просто "друг-советник". О первом моём опыте тимлидства можете почитать тут.
Так вот. Рано или поздно "нач. отдела" сталкивается с тем, что в прошлом успешный по метрикам сотрудник сильно сдал. Либо же зелёный джун резко хочет быть мидлом с соответствующими ЗП и отношением. Или мидл хочет ваше место... Дайте им это. Ничего хуже запретов и отповедей вы не сделаете.
Вместо этого вы можете быть добрыми и любящими. И тогда у вам не должен стоят вопрос: давать искомую людьми пользу или нет. Дав эту "пользу" (или, как в случае подсдавшего коллеги - время) просто наблюдайте. Вполне возможно, что человек раскроется с других сторон, либо же снова вернётся к классной работе. Что ваша небольшая протекция выведет и человека и компанию на новый виток эволюции!
Если же нет - поговорите с человеком. Узнайте проблемы, с которыми он столкнулся, подскажите из своего опыта, помогите. Если он замкнулся и отказывается от помощи - с таким человеком сейчас "суп не сваришь" - тут либо ждать (что вредно), либо дистанцироваться. Обязательно скажите ему об этом, чтобы не было с вашей стороны сюрпризов.
Если человек идёт на контакт и принимает советы и замечания - посмотрите тщательнее - применят ли он их, развивается ли он. Если да - можете порадоваться - вы научили его чему-то. Если нет - возможно он из "кивателей" - людей, что готовы согласиться со всем, чтобы ничего не делать. Также советую оградиться от них.
В итоге - старайтесь давать людям то, что они ищут, и давать возможность вернуться в авангард тем, кто уже доказал свой навык. И только за непроходимую глупость или злонамерение отказываться от них.
P.S. "Мотивации" как таковой нет. Есть польза для человека. Не скупитесь на неё, но не раздавайте паразитам, иначе не хватит остальным. Пытаться понять, что мотивирует (или демотивирует) человека кроме очевидного - искать "кошку в тёмной комнате" - много усилий, мало результата - спросите его, слушайте его. Дайте это ему.