Министерство юстиции обратилось в федеральный суд с просьбой обязать Google продать свой интернет-браузер Chrome, а также заставить технологического гиганта продать свой бизнес по производству мобильных операционных систем Android.
Предлагаемые наказания являются кульминацией многолетнего антимонопольного дела, которое федеральные прокуроры и прокуроры штатов выиграли у Google в начале этого года.
Заявляется, что компания действовала в условиях незаконной монополии на интернет-поиск и рекламу. Основу аргументов составлял тот факт, что Google устанавливает свою поисковую систему по умолчанию в браузеры Chrome и телефоны на базе Android, что дает ей неконкурентное преимущество перед другими поисковыми компаниями.
По некоторым оценкам, Chrome является самым доминирующим игроком в индустрии браузеров, занимая более 60% рынка. Его ближайший конкурент — браузер Safari от Apple, занимает около 20% рынка.
Миллиарды устройств по всему миру от разных производителей работают под управлением операционной системы Android от Google. Во многом благодаря этим встроенным каналам распространения поисковая система Google захватила более 89% всех поисковых запросов, согласно решению судьи Амита Мехты по этому делу.
Предложенное Минюстом США окончательное решение, поданное в понедельник, заставит Google продать браузер Chrome и запретит ей повторно выходить на рынок браузеров в течение пяти лет.
Что касается Android, то предложение включает в себя «поведенческие меры», которые ограничат Google от использования операционной системы, чтобы отгородиться от конкурентов в поисковом бизнесе. Но истцы оставили открытой возможность того, что Google, возможно, придется продать Android полностью. Кроме того, они предложили создать технический комитет, который будет расследовать и контролировать выполнение Google санкций.
Кроме того, предлагаемое решение запрещает Google заключать сделки с третьими сторонами, которые обязывают их сделать Google поисковой системой по умолчанию на своем сервисе или платформе. Отмечая, что огромный объем данных, накопленный Google, является «основным сырьем», позволившим ей монополизировать поисковую индустрию.
Предложение также требует от Google сделать свой поисковый индекс доступным по предельной стоимости для конкурентов и предоставлять им данные о поисковом поведении пользователей и поисковой рекламе бесплатно в течение 10 лет. Кроме того, Google должен быть более прозрачным для рекламодателей в отношении того, как их объявления работают в поисковой системе.
В пресс-релизе Google назвал это предложение
«радикальной интервенционистской программой, которая нанесет ущерб американцам и мировому технологическому лидерству Америки... Она нанесёт ущерб целому ряду продуктов Google (даже помимо поиска), которые люди любят и считают полезными в своей повседневной жизни».