Soft skills против Hard skills

Я довольно продолжительное время работаю с программистами. При чём как на разных позициям: линейный программист, ведущий программист, консультант, субподрядчик, руководитель группы (он же TeamLead).

Опубликовано: 01.05.2017

Я довольно продолжительное время работаю с программистами. При чём как на разных позициям: линейный программист, ведущий программист, консультант, субподрядчик, руководитель группы (он же TeamLead).

Каждая из этих «должностей» требует разных навыков, даёт другую точку зрения: на продукт, процессы и людей.

Интереснее всего тут наблюдать за 2-мя группами: «начальство» и программисты. О первых можно долго разговаривать: зачастую там уровень абстракции над реальным бизнесом уходит в слоя стратосферы. может быть так и правильно… А вот про вторых можно поговорить прямо сейчас и поговорить результативно.

Часто бывает, что профессионал какой-то области ведёт себя неадекватно ситуации. Это может выражаться в его замкнутости и незаметности, либо же в антисоциальном поведении. Это опять же может может вызывать разные эмоции: от улыбки до раздражения.

Причина же этого часто одна: hard-навыки (знание своей области, технологий) прокачены, а soft-навыки (умение слушать, понимать, приходить к компромиссу) — нет.

Зачем нужны soft skills

Начнём с того, что они не привязаны к конкретной технологической области. Они призваны работать с людьми. А если задуматься, то почти всё, что делает человек, он делает для людей.

Так soft навыки позволяют быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Традиционно в психологии их относят к числу социальных навыков: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, межличностное общение, ведение переговорных процессов, работа в команде, личностное развитие, управление временем, эрудированность, креативность.

Таким образом, нам проще понять, что требуется сделать, договориться о решении и сроках, сойтись на пусть не идеальном решении, но том, что устраивает обе стороны.

Зачем нужны hard skills

Тут уже идёт речь непосредственно о рабочих процессах наподобие вытачивания детали на токарном станке или последовательности действий при посадке самолёта. И это важно. Особенно, если человек программирует ПО для того же самолёта или оперирует пациента в больнице.

Тут можно вспомнить доктора Хауса. Когда он рассказывал о враче, который работал в каком-то индийском городе. И всем было плевать, что он из другой касты — у него были нужные hard навыки и люди игнорировали предрассудки, чтобы получить хорошее лечение.

И иметь специализированные прокаченные способности — очень важно, но тут кроется западня.

Hard vs Soft

Развивая свои hard навыки ты становишься ценным сотрудником компании, в которой они востребованы. На столько ценным, что часто на твоё поведение и твою манеру объяснять забивают. Просто ты спец в этой области. Но когда ты переходишь в смежные — ты белая ворона.

«Ну и пусть, меня это устраивает, лишь бы делали, как я говорю» — так, да не так. Смежными областями являются:

А если при этом надо ещё и что-то организовывать, руководить…

В общем, чтобы быть эффективным, нужно обратить серьёзное внимание на «мягкие» навыки. С их помощью вы сможете донести свою мысль до людей эффективнее.

А теперь перейдём к пункту, который часто не встретишь в интрентике: что же делать, как прокачать soft skills?

Можно записаться к психотерапевту и купить пару курсов по личностному развитию. Либо заняться делом:

Также может быть вам интересно:
ПсихологияHRУправлениеОбразование
← Как разархивировать файлы в Linux, FreeBSD и MacOS Эмоциональный интеллект →