На ряду с Джоном Фон Нейманом дедушкой современных компьютеров можно назвать и Алана Мэтисона Тьюринга. Свою "машину" Алан "собрал" ещё в 1936-ом – тогда в математическом мире разгорелся спор: что же такое "алгоритм". Именно его абстракция (головка чтения/записи с правилами изменения внутреннего состояния + лента для ввода/вывода) и стала самой популярной для рассмотрения такого понятия как "алгоритм".
Забегая вперёд, замечу, что именем Тьюринга названа самая престижная премия в области информатики. Да, не нобелевская – помним, что Альфред Нобель недолюбливал математиков...
Также именем этого выдающегося человека назван тест "искусственного интеллекта". Это скорее философский вклад в информатику – эмпирический тест на определение: может ли данная машина мыслить.
Сценарий Грэма Мура, получившего Оскар за свою адаптацию книги, рассказывает отнюдь не об этом. «Алан Тьюринг: Энигма» – именно так называется книга, ставшая основой сценария. "Энигма" – так называлась шифровальная машина, использованная третим рейхом, для шифрования приказов и защищённой передачи информации. Потому и фильм описывает работу Тьюринга над взломом фашистских шифров (этой самой "Энигмы"). Отдельной линией идёт рассказ о последних днях жизни Тьюринга.
Пожалуй, для широких масс такой выбор очевиден – вклад в победу над фашизмом, плюс личная драма Тьюринга – успешное сочетание, если рассматривать это цинично. Однако, если отбросить скепсис относительно интересов современных киноделов, это хороший художественный фильм, который пусть не расскажет о математике и криптографии, всё же заставит сопереживать и задуматься над ещё одним до сих пор злободневным вопросом.