На днях выпустился у меня дипломник, а 5 студентов обратились за курсовой. Человек я ленивый, поэтому настало время написать быстрое и простое руководство по написанию подобных работ.
Тема курсовой
Работа над курсовой начинается с темы. И тут есть 2 принципиальных варианта:
- Взять тему у науч. рука.
- Самому придумать тему.
Взяв тему, вы решаете для себя одну маленькую проблему — выбора. Однако, дешёвые решения приводят к печальным последствиям. Эта тема может быть не интересна конкретно вам. Откуда науч. руки берут темы вообще?
Классический пример: есть какая-то работа науч. рука, среди прочего ему полезно иметь сотни различных симуляций физических процессов. Делать самому — скучно... О, студент! Бесплатная рабочая сила!
И студент начинает разбираться в инструментарии, предметной области, которая ему не факт, что интересна. Не факт, что она интересна даже самому науч. руку. Некоторые исследования просто делаются, потому что делаются.
Поэтому советую придумать тему. Накидайте 3-4 сферы деятельности, которые вас интересуют, 3-4 прилагательных (характерных для специальности, по которой вы учитесь) и ещё 3-4 существительных, характеризующих людей или иные субъекты. Сейчас станет понятнее на примере. Предположим, вы — компьютерщик:
веб | высокопроизводительный | запрос |
тестирование | надёжный | медик |
мобильные | удобный | учитель |
библиотеки | масштабирующийся | робот |
Ну и поехали:
- "Веб-приложение для удобного управления роботами".
- "Библиотека для надёжного обучения учащихся".
- "Высокопроизводительная библиотека для обработки медицинских данных".
и т.д.
Ещё неплохо добавить кондовое словечко для придания серьёзности:
- Полезная модель, разработка — вы хотите что-то сделать, во что можно будет реально потыкаться, как-то реально использовать.
- Метод / способ / схема — когда вы не хотите делать что-то конкретное, а просто рассказать, как что-то можно сделать. Возможно, пару наработок попробовать / прикинуть / сравнить.
- Исследование — когда никакой конкретной цели нет (есть направление / сфера деятельности), рассказываете о том, как можно было бы придумать схему, по которой кто-нибудь сделает полезную модель.
Если кому-то всё ещё не хватает "научности" — погуглите какой-нибудь термин и вставьте в конце.
Не забудьте о своей специальности, добавьте что-то от неё:
- Эколог — "в связи с экологическими проблемами";
- Социолог — "в разрезе социальных групп";
- Безопасник — "в защищённом исполнении"...
Титульник
С самой важной частью самой работы мы разобрались, теперь надо решить вопросы с самой важной частью отчёта по работе — титульником.
Казалось бы, банально, но у многих студентов возникают неслабые проблемы именно с титульным листом.
Во-первых, немногие знают, какого формата нужен титульный лист для конкретной работы — просто скачать из интернета не выйдет. Часть от ВУЗ-а к ВУЗ-у, от года к году титульные листы разные. Поэтому, чем раньше вы выполните квест на формат титульника, тем больше нервов сэкономите.
Однако, как бы это смешно не звучало, человека, который знает, каким должен быть титульник, в принципе нет. Или же формат этой злополучной страницы меняется за пару дней до защиты несколько раз... Так что титульник важен, но сильно убиваться за него не стоит. Главное, чтобы был на защите... или через пару дней после... как-то так.
Во-вторых, иногда нужно получить разные подписи на титульный лист — науч. рук "не возражает", рецензенты тоже "не против". А люди — не NPC — они могут болеть, уезжать куда-нибудь, да и просто пропасть. Поэтому снова — по-раньше напечатали титульник, по-раньше подписи собрали.
Введение и заключение пишем до работы
Очень сложный момент — начать работу. Ещё сложнее — начать писать отчёт. Или, как некоторые это обозначают — "лить воду". Сложный? Так с него и начни! Для комиссии смысла нет в твоей работе, если ты не можешь предоставить по ней отчёт.
Поэтому вспоминаем уроки русского языка и пишем "сочинение на тему". Чтобы вам было проще, вот несколько тем, которые следует во введении осветить:
- "Расшифровка" — сразу после заголовка "Введение" можно расшифровать, что же вы имеете в виду под названием вашей работы. Это как объяснение человеку "не в теме".
- Основные понятия — прямо сразу и обозначить термины, которые вы собираетесь использовать. На самом деле, этот раздел копится по ходу написания работы.
- Мотивация — почему именно вас заинтересовала именно эта тема?
- Актуальность — почему сейчас то, чем вы занимаетесь, так уж важно?
- Предпосылки — история развития проблемы, пути решения в прошлом.
- Аналоги — что уже есть и используется для вашей темы? Что и чем лучше и хуже? Здесь можно сходить в гугл или даже в scholar.google.com и поискать статьи и публикации. Обязательно сохраняйте ссылки как URL, так и указания на журнал, номер выпуска, тема + авторы.
- Постановка задачи — собственно на этом моменте можно выдохнуть и подумать: а через какие этапы мне нужно пройти, чтобы добраться до цели. Ну и все эти этапы записать в эту тему.
Далее пишем заголовок "Основная часть", копируем этапы из "Постановка задачи", делая их подзаголовками... и переходим к "Заключению".
В заключении наша основная задача убедить всех, что всё хорошо. Что
- все этапы работы выполнены снова их копируем, но как список,
- что аналоги мы обходим по каким-то показателям копируем список аналогов, оставляя место для каких-то чисел,
- что работы по копируем название работы "выполнены в полном объёме".
Далее можно добавить пункт "Планы на будущее" или "Дальнейшее развитие" и пофантазировать на тему космических кораблей, бороздящих просторы Большого театра. Или не делать — можете решить после проведения работ.
Стандартно ближе к концу идёт раздел "Литература" или "Список использованных работ" с перечислением всех тех статей, которые вы набрали в разделе "Аналоги", ну и в рамках работы — не забывайте их коллекционировать.
Основная часть
Что же, самая важная и скучная часть выполнена — самое время заняться непосредственно курсовой работой. Это довольно просто и интересно, если выбрали тему по-душе — сами разберётесь.
Разве что подскажу, что часто есть подготовительная работа и непосредственно реализация этих приготовлений — можно удобно разделить на 2 больших блока в "основной части".
Также не забудьте добавить штуки 4 схемы / графика / таблицы с числами — все любят "книжки с картинками".
Рецензия
Внезапно, не только с титульником есть проблемы — иной раз просят ещё и рецензию от рецензентов (найдите их по-раньше). И вряд ли у вас получится её получить до того, как рецензенты прочитают текст диплома... Да и потом могут быть трудности, поэтому:
- Пишите рецензию сами — чтобы рецензенту надо было лишь расписаться. Это вообще полезный подход — если вам что-то надо, то вы просите минимум усилий от того, кто вам помогает.
- Лучше, если рецензент из того же города, что и вы — нынче любят на кафедрах "подсовывать" удалённых рецензентов, а вот когда он приедет, да сможет расписаться — это только ваши проблемы.
В итоге
Итак, у нас есть некий шаблон + алгоритм действий, который надо заполнить + выполнить. Все это довольно просто, но требует некоторых усилий воли. Сделав это, у нас уже почти готов отчёт, и мы можем заняться интересной нам работой. Всё это без особых сложностей и нервов!